Исторические типы развития морали  

Исторические типы развития морали

При анализе исторических типов морали, будем исходить из следующих положений. За основу периодизации общества берется отношение «личность - общество» (в ранних трудах К. Маркса обосновывается этот принцип; позднее возникнет типология, основанная на выделении пяти формаций). В этом случае первобытность оказывается предысторией. Развитие традиционного общества включает, по К. Марксу, два этапа – первый этап: личная зависимость: рабовладение, феодализм. Второй этап: вещная или экономическая зависимость, при которой рабочий на предприятии не является собственностью владельца, он продает лишь свою рабочую силу. Это уже товарно-денежные отношения.

Историческая эволюция морали включает три стадии (теория универсального эволюционизма): первая стадия – мораль традиционного общества; вторая стадия – рациональная мораль индустриального общества; третья стадия – мораль постиндустриального общества. На первой этой стадии начинается долгий процесс превращения нравов первобытности в собственно моральный феномен.

Мораль традиционного общества.Почему же традиционное общество получило такое название? Оно стало называться так потому, что регуляция отношений во всех сферах общества опирается на обычаи и традиции – это практические деятельностные стереотипы (шаблоны), которыми руководствовались люди в данную эпоху.

Для морали традиционного общества характерно:

1. Строгая нормативность, которая предписывалась различными законами, это была не юридическая, а именно моральная нормативность. Законы возникают на пике зрелости общинно-племенных отношений и открывают эпоху строительства классового общества. К таким древнейшим сводам законов можно отнести законы Ману. Это древнеиндийский сборник законов и предписаний I в до н.э. Основное понятие – дхарма. Перевести это слово довольно сложно, у него нет аналогов в других языках. Можно дать только смысловую интерпретацию: дхарма – это универсальный порядок в природе и обществе, это религиозный принцип, это доктрина, и истина, и мораль, и долг, и добродетель, и польза, и обычай. Законы Ману учат, что поведение должно представлять собой аскетический религиозный подвиг брахмана, который еще раз акцентирует и подчеркивает специфические правила сословного поведения. У каждой касты свои правила сословного поведения. Внесословные личности считались порочными, аморальными. Это были нечистые по происхождению и по крови личности. Идеал – аскет. Считалось, что аскеза очищает человека от грехов. Пороками в рамках указанной традиции считаются: алчность, ложь, супружеская неверность, присвоение чужого, убийство.

2. Следующим примером могут служить законы Моисея, пророка иудеев. Они представлены в Торе. Бог Ветхого Завета не предстает милостивым и всепрощающим, он – грозный судья, требующий фанатичного поклонения. Ветхозаветная мораль не отрицает корысти, грабежа, нужно радоваться богатой добыче, добытой любыми путями. Считается, что ветхозаветная мораль носит «герметичный» характер, так как она закрыта для других народов. Для иудеев изоляция этноса, укрепление внутренних отношений было оправданным. Ценности – богатство, здоровье и продолжение рода. Это все было вызвано необходимостью выживания изгнанного и скитающегося народа. К.Г. Юнг писал, что Иисус Христос появляется в качестве иудейского реформатора и пророка, он есть исключительно добрый и милосердный Бог, как альтернатива Яхве. Религия Ветхого завета – религия страха; религия нового завета – религия любви.

3. Новый завет. Нагорная проповедь. Заповеди всепрощающей любви и милосердия.

Религия в эпоху традиционного общества становится тотальным организатором индивидуальной и социальной жизни.

Также необходимо сказать о морали полисных отношений. Античное общество развивалось от патриархальных отношений к республиканскому строю, затем монархии. Основой античной цивилизации был институт рабства. Для морали эпохи античности очень важны ценности государственные. И Платон, и Аристотель провозглашали высшим благом – благо государства. Например, законы Солона, в которых утверждается превосходство права над моралью.

Законы Солона направлены на борьбу с бедностью, в них поощряется стремление к богатству. В Афинах, например, достаток и богатство поощрялось, в то время как в Спарте бедность считалась добродетелью. Помимо этого законы Солона развивали патриотизм.

«Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Это высказывание приписывается Аристотелю, и оно наиболее ярко выражает дух морали этого общества. Житель полиса – это свободный, обладающий имуществом, не одобряющий обмана и насилия, чуждый предрассудкам, отстаивающий свои права по закону.

Согласно римскому праву, гражданин – это доблестный муж: домовладелец, жрец семейного культа, земельный собственник, храбрый солдат, активный гражданин. Все ориентируются на его деятельность, именно отец семейства является в Риме юридически полноправным лицом.

В эпоху поздней античности появляется новый идеал человека, как «раба божьего». Он становится нравственно совершенной личностью, только такая личность может быть наследницей вечной жизни. Чтобы вознестись над жизнью человек должен стать великомучеником, это путь подражания жизни Иисуса Христа. Однако это великомученическая жизнь сталкивалась с полным контрастом эйфории реальной жизни. Именно для римского монашества этого времени характерно, что в него входила элита, они были образованны и направлены к святости. Они стремились отойти от привязанности к вещам. Уважалось добровольное обращение мирянина в монаха. Монашество утверждало идеал свободной личности, но этот идеал требует страдания и самопожертвования. Считается, что именно монашеский идеализм способствовал феодализации Европы, укреплению позиций церкви и связанных с ней институтов.

Военно-рыцарские ордена – это монашеские ордена, их покровителем считается святой Бернард Клервосский, именно он написал устав тамплиеров и создал трактат «Во славу нового рыцарства». Он описывает основные черты феодальной рыцарской морали: 1.Бескорыстие и чистота помыслов, 2.Беззаветное служение интересам военной элиты, 3.Защита христианского мира, 4. Священная война с неверными, 5. Бесстрашие и защита вдов, сирот, слабых. В рыцарской морали и нравственности парадоксальным образом сочетались святость и строгость, бескорыстность и сила воли с военным насилием и кровью.

До нашего времени сохранился образ рыцаря, как героя, воплощающего идеал героизма. Но постепенно рыцари из храбрых воинов превращаются в светский идеал куртуазности. Это требовало утонченности, благородства, которые контрастировали с жестокостью и грубостью военных нравов.

Куртуазность возрождает идею античной калокогатии: «калос»- прекрасное, «агатос» - доброе. Как напоминание о том, что прекрасное может быть только добрым, а все доброе само по себе прекрасно. Это гармония красоты и добра воплощалась в рыцарстве. Образ рыцаря и рыцарской нравственности отрывается от реальности и мифологизируется. Постепенно рыцарская мораль трансформируется в кодекс благородных манер.

Таким образом, мораль традиционного общества – это сословно- корпоративная мораль, то есть мораль неравенства: она закрепляла деление людей на высших – благородных и низших – нечестивых. Это мораль преимущественно религиозная, имеет ярко выраженный патриархальный характер. Высшей моральной ценностью, главным системообразующим принципом становится сословная честь.


1916090441761160.html
1916165874692726.html
    PR.RU™